Для многих молодых родителей существенной поддержкой является помощь при рождении ребенка, которая назначается и выплачивается органами социальной защиты населения. Обращаться за назначением этого пособия может один из родителей или опекун. Важно сделать это в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка (соответствующее правило установлено Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми»). Иначе, право на получение помощи будет считаться потерянным, сообщает «Норвежский совет по делам беженцев».

Несмотря на вроде бы длительный срок, многие родители не успевают своевременно обратиться за назначением пособия. Эта проблема особенно актуальна для семей, проживающих на неподконтрольной правительству Украины территории, ведь для того, чтобы обратиться в орган социальной защиты населения, родителям малыша нужно отправиться в трудное и длительное путешествие на подконтрольную территорию.

В то же время с оформлением помощи таким родителям нужно получить разрешение для пересечения линии соприкосновения, установить факт рождения ребенка в суде и оформить свидетельство о рождении украинского образца.

Часто возникают ситуации, когда родители малыша не могут приехать на подконтрольную правительству Украины территорию по объективным причинам, например, из-за проблем со здоровьем матери или новорожденного ребенка, невозможности одинокой матери выехать на подконтрольную территорию с младенцем самостоятельно, наличии других личных обстоятельств.

Некоторые из родителей, которые не успели вовремя обратиться за помощью, решаются отстаивать права своего ребенка в суде. Ранее во многих случаях суды отказывали в продлении срока и / или выплаты «детских денег». Однако, 2 октября 2018 Верховный Суд принял решение, которым поддержал решение судов предыдущих инстанций о признании незаконным отказа в выплате помощи при рождении ребенка и обязал Управление труда и социальной защиты населения (УТСЗН) выплатить надлежащую помощь матери, которая обратилась за помощью после истечении 12-месячного срока. Суды по этому делу мотивировали свои решения тем, что установленный законодательством срок был пропущен по совокупности уважительных причин, а именно: рождение ребенка на неподконтрольной правительству Украины территории, невозможности быстрого установления факта рождения ребенка на подконтрольной территории, следующей беременности истицы, необходимости получать справку внутренне перемещенной лица (ВПЛ).

Теперь все подобные дела будут рассматриваться с подобным результатом, а двенадцатимесячный срок больше не является препятствием? 

Нет, ведь такое решение не было принято по образцовому делу, которое предусматривало бы одинаковые решения в подобных случаях. Судьи будут по-прежнему рассматривать каждое дело в отдельности, исходя из конкретных обстоятельств и своей собственной оценки.

Что нужно знать при обращении в суд?

Во-первых, на решение Верховного Суда от 2 октября 2018 можно ссылаться в собственном исковом заявлении. Прецедент позволяет предположить, какие именно аргументы являются определяющими для суда в подобном деле.

Во-вторых, необходимо доказывать невозможность обратиться за выплатами в течение установленного срока по уважительным причинам. Такими причинами могут быть:

  • состояние здоровья матери / ребенка, не позволяет совершать длительные переезды (особенно, если это одинокая мать)
  • необходимость ухода за другим членом семьи;
  • отсутствие средств на осуществление своевременной поездки;
  • невозможность своевременно получить справки ВПЛ и тому подобное.

Для каждой ситуации причины и их комбинации будут разными.

Эти обстоятельства необходимо подтверждать документально. Конечно, документы для подтверждения большинства из указанных причин можно будет получить только на неподконтрольной правительству Украины территории (например, справки / документы о состоянии здоровья матери / ребенка из медицинских учреждений, расположенных на неподконтрольной правительству Украины территории). Но суды тем и отличаются от других государственных органов, которые могут принимать любые документальные свидетельства при наличии правильной и достаточной аргументации. Отсутствие средств на осуществление поездки поможет доказать, например, справка заявителя о доходах из фискальной службы, ведь если заявитель не трудоустроен на подконтрольной правительству Украины территории и не получает никаких социальных выплат, его официальный доход будет равен нулю.

Таким образом, при наличии доказательств уважительности причин пропуска установленного Законом срока, у родителей, которые своевременно не обратились в органы УТСЗН, все же есть шансы получить причитающиеся ребенку выплаты.