Что такое административная ответственность? Административная ответственность — один из видов юридической ответственности предусмотренных законодательством Украины. Предусмотрена она за совершение правонарушений, не представляющих собой высокую общественную опасность.

Порядок пересечения государственной границы определен Законом Украины “О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины”,  Правилами пересечения государственной границы гражданами Украины, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины.

Порядок пересечения линии соприкосновения определен Временным порядком контроля за перемещением лиц через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, но определен для въезда/выезда в/из района проведения АТО.

Порядок въезда лиц …на временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц …из таких территорий, который в соответствии с Законом Украины “Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях” должен был определен Кабинетом Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу данного Закона, то есть до 23.03.2018 года, не определен по состоянию на октябрь 2018 года.

Привлечение к ответственности установлено Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

За какие правонарушения, предусмотрена административная ответственность и какое административное взыскание?

Внимание! Привлечь к ответственности за нарушение порядка въезда в район проведения антитеррористической операции или выезда из него по ст.204-4 КУоАП с 30.04.2018 года не могут. АТО закончилось.  

Рекомендуем в случае привлечения к административной ответственности по ст.204-4 КУоАП использовать опубликованные нами письма о завершении АТО для обжалования.  

Внимание! Привлечь к ответственности за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Донецкой и Луганской областей и выезда из них по ст.204-2 КУоАП не могут. Порядок въезда лиц …на временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц …из таких территорий, который в соответствии с Законом Украины “Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях” должен был определен Кабинетом Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу данного Закона, то есть до 23.03.2018 года, не определен по состоянию на октябрь 2018 года.  

Рекомендуем в случае привлечения к административной ответственности по ст.204-2 КУоАП использовать вышеуказанную аргументацию для обжалования.

Важно!!!

Но могут привлечь к ответственности по ст.ст. 204-1 КУоАП в случае пересечения государственной границы вне пунктов пропуска через государственную границу Украины, которые находятся на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областях.

Например,

04.07.2018 року о 06.00 годині ОСОБА_1 разом з громадянином Азербайджану ОСОБА_1 незаконно перетнули державний кордон України з Російською Федерацією в пункту пропуску «Новоазовськ», яке знаходиться на тимчасово окупованій території в Донецькій області, та рух на якому припинено, без відповідно дозволу Державної прикордонної служби України та з порушенням порядку встановленого ст. 9 Закону України «Про Державний кордон України», та була виявлена в контрольному пункті в’їзду-виїзду «Гнутове» Волноваського району Донецької області при в’їзді з тимчасово окупованої території України.

ОСОБА_1 визнати винною у скоєнні адміністративного правопорушення, передбаченого ч.2 ст. 204-1 КУпАП та призначити адміністративне стягнення у вигляді  штрафу у розмірі 3400 гривень 00 копійок в дохід держави на розрахунковий рахунок 31117106005179, МФО 899998, отримувач Волноваське УК/Волноваськ.р-н/21081100, ЄДРПОУ 37980308, банк отримувача Казначейство України (ел.адм.податків), код класифікації доходів бюджету 21081100, найменування коду класифікації «Адміністративні штрафи та інші санкції». Стягнути з ОСОБА_1 до спеціального фонду Державного бюджету України на р/р №31211256026001, код класифікації доходів бюджету: 22030106, ЄДРПОУ: 37993783, отримувач коштів: ГУК у м. Києві/м.Київ/22030106, банк отримувача: Казначейство України (ЕАП), код банку отримувача (МФО): 899998, судовий збір в сумі 352 (триста п’ятдесят дві) гривні 40 копійок.

Или

07.07.2018 року о 05.00 годині ОСОБА_1 разом з громадянином України ОСОБА_2 незаконно перетнули державний кордон України з Російською Федерацією в пункту пропуску «Успенка», яке знаходиться на тимчасово окупованій території в Донецькій області, та рух на якому припинено, без відповідно дозволу Державної прикордонної служби України та з порушенням порядку встановленого ст. 9 Закону України «Про Державний кордон України», та була виявлена в контрольному пункті в’їзду-виїзду «Гнутове» Волноваського району Донецької області при в’їзді з тимчасово окупованої території України.

ОСОБА_1 визнати винною у скоєнні адміністративного правопорушення, передбаченого ч.2 ст. 204-1 КУпАП та призначити адміністративне стягнення у вигляді  штрафу у розмірі 3400 гривень 00 копійок в дохід держави на розрахунковий рахунок 31117106005179, МФО 899998, отримувач Волноваське УК/Волноваськ.р-н/21081100, ЄДРПОУ 37980308, банк отримувача Казначейство України (ел.адм.податків), код класифікації доходів бюджету 21081100, найменування коду класифікації «Адміністративні штрафи та інші санкції». Стягнути з ОСОБА_1 до спеціального фонду Державного бюджету України на р/р №31211256026001, код класифікації доходів бюджету: 22030106, ЄДРПОУ: 37993783, отримувач коштів: ГУК у м. Києві/м.Київ/22030106, банк отримувача: Казначейство України (ЕАП), код банку отримувача (МФО): 899998, судовий збір в сумі 352 (триста п’ятдесят дві) гривні 40 копійок.

Кого могут привлечь к административной ответственности?

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Какой порядок привлечения к административной ответственности?

  • Составление протокола. Органы Государственной пограничной службы Украины (по ст.204-1 КУоАП и органы Национальной полиции Украины/ по ст.204-4 КУоАП и органы Службы безопасности Украины) составляют протоколы об административном нарушении. При этом по ст.204-2 КУоАП, ст.204-4 КУоАП (в случаях выявления этих нарушений в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины или контрольных пунктах въезда-выезда), если лицо не оспаривает допущенное нарушение и административное взыскание протоколы могут не составляться. В таких случаях уполномоченными органами (должностными лицами) на месте совершения нарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении. Если при составлении постановления по делу об административном правонарушении лицо заявляет об оспаривании допущенного нарушения и/или административного взыскания то уполномоченное должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении.Протокол составляется в течении 24 часов (при этом задержать для составления протокола могут не более чем на три часа) в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности (в случае его выявления); место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение лица, которое привлекается к административной ответственности; другие сведения, необходимые для решения дела. Если правонарушением причинен материальный ущерб, об этом также указывается в протоколе.

Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право подать объяснения и замечания относительно содержания протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола лицу, которое привлекается к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности:

      -ознакомляться с материалами дела;

      -заявлять ходатайство;

      -давать объяснение;

      -предоставлять доказательства;

     — при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области -права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица;    

      -обжаловать постановление по делу.

Важно!!! Если что-то из перечисленного не учтено в протоколе, то это в будущем может стать основанием для закрытия дела об  административной ответственности.

  • Порядок рассмотрения протокола. Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении по месту выявления нарушения.

По ст.204-1 КУоАП — в суд.

По ст.204-2 КУоАП/ст.204-4 — в органы Государственной пограничной службы Украины (в случае если лицо, привлекаемое к ответственности в возрасте от 16 до 18 лет — в суд) или в суд.

Дело об административном нарушении должно быть рассмотрено в течение суток. В соответствии со ст. 268 КУоАП, дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. При отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда есть данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. По результату рассмотрения выносится постановление по делу. Постановление по делу об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых вручается лицу (или направляется по почте), привлекаемому к административной ответственности в течении трех дней с момента его вынесения Постановление может касатся: (1) об административном взыскании; (2) о предупреждении; (3) о закрытии дела.

  • Обжалование. Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено. Порядок обжалования постановления по делу об административного правонарушении регулируется ст. 288 КУоАП. Постановления по делам, рассматриваемым в судебном порядке, обжалуются согласно ст.294 КУоАП в апелляционный суд. Для обжалования постановления суда подается апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня вынесения постановления (если обжалование происходит с нарушением этого срока, необходимо вместе с жалобой подавать ходатайство о возобновлении срока обжалования с соответствующими объяснениями причин его пропуска). Постановление апелляционного суда по жалобе последующему обжалованию не подлежит.
  • Выполнение постановления. Оплата штрафа: непосредственно на месте исключительно с помощью безналичных платежных терминалов. Если таких терминалов нет на месте или лицо, привлекаемое к административной ответственности не может оплатить непосредственно в момент административного взыскания, штраф должен быть уплачен не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления. При этом необходимо в течении 3-х рабочих дней после истечения 15-ти дневного срока, отправить оригинал или копию квитанции (платежного поручения) об оплате штрафа в орган(должностному лицу), который вынес постановление о наложении этого штрафа. Следует отметить, что в случае неуплаты правонарушителем штрафа в срок, штраф уже будет взыскан в порядке принудительного исполнения постановления, что влечет за собой дополнительные затраты: уплата штрафа уже в двойном размере + расходы на учет указанных правонарушений.

Важно!!! Помнить, что для привлечения к административной ответственности, учитывая невысокую общественную опасность правонарушений, законодательство устанавливает довольно краткие сроки давности. Согласно ст. 38 КУоАП в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее года со дня совершения.

Донбасс SOS